Вот мужчина познакомился с той женщиной, которая его привлекает, их отношения развиваются, и вдруг… избранник пропадает, перестает звонить, исчезает, как дым…

Бедная женщина не знает, что и подумать. Она начинает искать в себе недостатки, убеждает себя, что хуже всех, что не смогла удержать возлюбленного… Возможно, конечно, что он встретил другую, в которую влюбился с первого взгляда. Но вполне вероятен и другой вариант: просто мужчина испугался — испугался, что его заманят в сети брака, откуда ему уже не выбраться.

Без вины виноватый
Александр, 38 лет, 11 лет прожил в неудачном браке, у него девочка семи лет и жуткие воспоминания о семейной жизни. Действительно ли его бывшая жена, с которой он развелся год назад, такой монстр, как он себе это представляет, для нас не важно.

Но натура берет свое, и на курсах иностранного языка он познакомился с милой и моложавой женщиной своего возраста, Наташей, редактором издательства. У Наташи была собственная однокомнатная квартира, и их дружная группа не раз у нее собиралась. 

Их отношения развивались очень медленно и постепенно, только через три месяца они в первый раз поцеловались, и после этого он стал появляться у нее дома регулярно, два раза в неделю; в промежутках между встречами они обычно перезванивались.

Все шло хорошо, они постепенно привыкали друг к другу, в сексуальном плане они друг друга устраивали, и Наташа чувствовала, что привязывается к Александру все больше и больше. Но примерно через пять месяцев после начала их романа она поняла, что он отстраняется от нее, уходит в себя, под разными предлогами появляется у нее все реже и реже. Кризис наступил через полгода.

Александр после развода ушел из дома и снимал комнату в коммуналке, и срок ее аренды подходил к концу. Наташа предложила ему пожить у нее, пока он не найдет себе что-нибудь более подходящее. После этого он пропал совсем: не звонил, съехал с квартиры неизвестно куда, перестал появляться у общих знакомых. Конечно, Наташа могла отыскать его на работе (к телефону его не подзывали), если бы очень захотела, но гордость не позволила ей это сделать.

Неужели же Наташа такая «страшная и неинтересная», как она с горечью себя убеждала после его исчезновения? Она винила в том, что он так ушел — без объяснения, ни сказав ей ни слова на прощание, — себя, своих подруг, своих приятелей, которые слегка задирали перед ним нос, свою маму, которая встретила его только раз и «не так на него посмотрела», — но только не его самого.

Она никак не могла понять, что больше всего тут виноват его страх перед женитьбой, — один раз «обжегшись», он решил ни за что больше не попадаться в ловушку. Он слишком высоко ценил свою свободу, — впрочем, призрачную, но об этом мы поговорим чуть позже.

Наташа с юности была окружена поклонниками, очень многие предлагали ей свою руку и сердце, в ее жизни были и бурные страсти, и более тихие увлечения. Самая большая любовь окончилась трагически — ее возлюбленный погиб в автокатастрофе перед самой свадьбой, и она долго это переживала, несколько лет не могла смотреть на мужчин и не помышляла о том, чтобы выйти замуж за кого-то другого.

Но время действительно исцеляет, постепенно ее рана зарубцевалась, и когда она пришла в себя и оглянулась вокруг, то увидела, что все ее подруги замужем, друзья женаты, и у нее почти не остается выбора. Поэтому за Сашу она уцепилась, как утопающий хватается за соломинку.
Конечно, она не говорила с ним о женитьбе — была слишком умна и боялась его отпугнуть. Но внутренне она дозрела до того, чтобы представить свою жизнь с ним, и как только уверилась в своих чувствах и в том, что Саша ей нужен как будущий муж, ее поведение невольно изменилось, бессознательно она стала как бы «цепляться» за него.

Почти незаметных нюансов в ее изменившемся поведении: собственнических ноток в голосе, несмелых разговоров о будущем, просьбы немного помочь по хозяйству — оказалось достаточно, чтобы отпугнуть Сашу, уже «пуганую ворону».

Я была знакома с этой несостоявшейся четой и убеждена, что если бы даже Наташа вела себя на 100% правильно, то Саша все равно бы сбежал: настолько он боялся потерять свою свободу. Если бы Наташа выказала больше терпения, то это произошло бы чуть позже: через год, через два.

Вот если бы ей удалось ему показать, что она ни в коем случае не рассчитывает на него как на мужа и он ей в этом качестве абсолютно не нужен, результат мог бы быть иным — но только с другим мужчиной, не столь невротичным, напуганным и неуверенным в себе, как Саша.

Кто-то теряет, а кто-то находит
Каждый нормальный человек, будь то мужчина или женщина, высоко ценит свою независимость и весьма неохотно с ней расстается. Какими бы свободными мы себе ни казались, мы все равно не свободны и зависим от очень многого: от общества, которое на нас давит, от окружающих людей, от работы, от своих и чужих предрассудков. И конечно, как только появляется чувство привязанности к кому-либо, мы начинаем зависеть от этого человека и теряем значительную часть своей свободы. Помните, как у Ахматовой:

Дыши последней свободой,
Оттого что это — любовь.

Многие стараются избегать сильных чувств и привязанностей, потому что ненавидят ощущение зависимости. Это, конечно, более характерно для мужчин, чем для женщин: склонность к зависимости от кого-либо — одно из наиболее ярких проявлений женственного характера; «сверхженщина» в истинном смысле слаба, беспомощна и не может существовать самостоятельно, она обязательно должна зависеть от более сильной личности.

Легко себе представить чеховскую Душечку, полностью подстраивающуюся под очередного «главного мужчину» в своей жизни, подчиняющую себя ему, растворяющуюся в его личности. Таких женщин все вы в жизни, наверное, встречали, но мужчина с подобным характером вызывает к себе не симпатию, а презрение.

Но сильный человек не боится зависимости: сила его собственной личности не дает ему потерять себя в личности партнера. Поэтому именно слабохарактерные мужчины больше всего боятся зависимости от женщины и брака как высшей степени такой зависимости.

А между тем дружеская привязанность и даже сама любовь вовсе не фатально предполагают потерю свободы. Когда человек любящий теряет в какой-то степени свою независимость, то ровно в такой же степени теряет ее и его партнер — если, конечно, их чувство взаимно и гармонично.

Но, увы, часто под любовью между мужчиной и женщиной понимают страсть, всепоглощающее собственническое, двойственное чувство, где объект любви одновременно и любят, и ненавидят — потому что любимый может уйти и отнять то, что принадлежит любящему.

Такое чувство действительно сопряжено со страданиями, постоянными выяснениями отношений и скандалами; счастье обоим партнерам оно приносит только вначале, когда чистая привязанность преобладает над ненавистью, потом муки ревности отравляют жизнь обоим, пока страсть не угасает, — и тогда двое либо расходятся, либо их отношения переходят на уровень дружеской привязанности. Некоторые психотерапевты называют такую любовь неврозом; в своих крайних проявлениях, когда и самим любящим, и их близким она приносит только страдания, это, несомненно, явление патологическое, болезненное.

Но есть и другая любовь — любовь, которая приносит обоим партнерам взаимные радости. В ней меньше эгоистического; может быть, накал страстей в такой любви меньше, но ведь недаром чувство влюбленности не может продолжаться вечно — человек не может бесконечно витать в небесах, живет он все-таки на твердой земле.

Зато в подобных отношениях гораздо больше уважения к личности партнера. Если двое испытывают друг к другу подобные чувства, они не считают свою свободу утерянной; наоборот, их личности соприкасаются и обогащают один другого, при этом не теряя своей идентичности. Их души как бы живут в симбиозе — и такие отношения обогащают личность каждого из них. Если они и потеряли какие-то атрибуты независимости, то те приобретения, которые дарует им подобный союз, более чем компенсируют утраты. Пары, которые живут именно в таком союзе душ и тел, обычно делят друг с другом все радости и неприятности, помогают друг другу во всем и чувствуют себя свободными.

Или ты — или тебя
Но это все в идеале. И как знать заранее, как сложатся отношения в будущем, когда в данный момент разум туманят противоречивые чувства и тревожные опасения? Бежать, на всякий случай бежать! И выпрыгивают из окна, как Подколесин, бегут из-под самого венца, оставляя в Дворцах бракосочетаний плачущих невест в белых платьях.

Но это уж крайности. Чаще бегут заранее. И тут уж дело женщины — предотвратить этот побег, уверить любимого мужчину, что, женясь на ней, он не потеряет свою драгоценную свободу, а только выиграет.

Больше боятся брака слабохарактерные мужчины, и именно брака с сильными женщинами. Вот типичное рассуждение такого мужчины: «Энн, вы лучшая из женщин, которых я знаю, и вы мне дороги, как никто. Но я боюсь, что вы меня подавите. У меня своя карьера, у вас — своя. А если бы мы поженились, я стал бы просто вашим мальчиком на побегушках…» (С. Льюис «Энн Виккерс»).

Избрав себе в жены слабую, зависимую женщину, слабохарактерный мужчина надеется, что уж тут-то его не подавят. Наоборот, он сам начинает давить на жену, утверждая себя, вымещая на ней свои комплексы. И превращается в домашнего тирана. Такова жизнь в представлении таких мужчин: или ты — или тебя.

Женщины сами во многом виноваты в подобных страхах. Сильные женщины часто забывают, что сильной она должна быть внутренне, а не внешне. Чем женственнее выглядит сильная женщина, чем более женственно ее поведение, тем больше она выигрывает во мнении мужчин. Если она давит на мужчину, будучи всего лишь близкой знакомой, то какое же давление будет испытывать будущий муж? Если она не считает зазорным покрикивать на мужчину, устраивать ему скандалы и навязывать ему свою волю, пока она еще только возлюбленная, то какова же она будет в женах?

Ум женщины вовсе не в том, чтобы всегда настаивать на своем. Оставьте это для тех случаев, когда это действительно необходимо. Умная женщина всегда сможет обаять мужчину, показывая ему свои слабости, восхищаясь им, смотря на него широко раскрытыми глазами. Рядом с такой женщиной, даже если она сильная, мужчина всегда будет чувствовать себя мужчиной. К тому же она вроде бы не покушается на его свободу — все, что он ей дает, он ей дает добровольно.

Есть, кстати, категория женщин, которые пользуются этим женским оружием. Это истерические психопатки, дамы, у которых крайне выражены истерические черты характера. Они такие слабые, они такие беспомощные, их так и хочется прижать к груди… Мужчины постепенно учатся выполнять все их капризы — и теряют себя, превращаются в половую тряпку, о которую такая женщина преспокойно вытирает ноги. Истеричка всегда на сцене, всегда играет, добиваясь своего.

Она насквозь фальшива, она испытывает только одну огромную любовь, всепоглощающую страсть — к себе самой, но есть мужчины, которые не замечают эту фальшь. Если потом они освобождаются от чар, то порвать эти узы очень нелегко — в ход идут угрозы, вплоть до намерения покончить с собой. Но чаще такой подкаблучник так и не прозревает до конца своей жизни…

Во все времена и все мужчины, даже самые любящие, опасаются последнего и решительного шага — свадьбы, официального оформления начала супружеской жизни. Недаром так раньше были популярны мальчишники, на которых в компании своих друзей жених прощался с прелестями холостяцкой свободы и готовился к своему переходу в иное качество. Вспомните, как Пушкин любил свою Наталью Гончарову, как долго он ее добивался и в каком настроении он, по свидетельству очевидцев, пребывал на мальчишнике накануне венчания!

Временной параметр в ритуале ухаживания, знакомства друг с другом и вызревания чувств очень важен. Женщины часто бывают слишком нетерпеливы, и они готовы поставить штамп в паспорт задолго до того, как мужчине в первый раз придет в голову мысль: а не с этой ли женщиной ему суждено прожить свою жизнь? Очень много недоразумений возникает именно в связи с тем, что для женщин время в интимной сфере течет быстрее, их часы торопятся, а у мужчин — отстают. Как много пар, которые могли бы быть счастливы, разошлись именно из-за этого, как много браков так и не состоялось!

В кризисный стационар в свое время попала одна молодая девушка. Ира. Она жаловалась на то, что ей не хочется жить, она думала о самоубийстве, потому что у нее не складывалась личная жизнь. Выяснилось, что уже два года, как она встречается с молодым человеком, Валентином, из них год они состоят в интимных отношениях, но жениться на ней он не собирается.

Врачи вызвали виновника ее несчастий, и что же оказалось? Валентин был поражен, узнав, что Ира находится в кризисном отделении из-за него. Он любил Иру, но считал, что у них все впереди и не имеет смысла торопиться с женитьбой. Он страшно удивился, узнав, как это дня нее важно, и тут же, без всякого нажима, отправился с ней в загс. На свадьбу невесту отпустили из больницы, и все сложилось ко всеобщему удовлетворению.

По моим наблюдениям, мужчины, которые как огня боятся вступления в официальный брак, далеко не так опасаются просто совместного проживания под одной крышей. Это совсем не тот решительный, роковой шаг, которым им кажется поход в загс. К тому же женщина, соглашающаяся на создание такой неофициальной семьи, кажется им менее опасной — с ней легче защитить свою драгоценную свободу, она не покушается на его независимость. Конечно, это иллюзии — потому что женщина, которая не хочет сразу надевать на себя ярмо одобренного государством (а теперь и церковью) союза, обычно тоже думает о том же самом — и она защищает свою свободу.

Итак, мужчине надо помочь преодолеть страх перед вступлением в брак, и это дело женщины. Дерзайте — останется ли ваш избранник холостяком или же станет примерным семьянином, во многом зависит от вас самих, милые женщины.